Позиция Государственного суда сделала компенсацию сверхурочной работы свободным временем для работодателя более затратной, чем денежная выплата. По словам эксперта по трудовому праву Хели Райдве, общего соглашения, прописанного в правилах внутреннего трудового распорядка, недостаточно – каждый случай сверхурочной работы требует отдельного согласования с работником.
Хели Райдве. Фото: Меэли Кюттим
Согласно Закону о трудовом договоре (ЗТД), сверхурочная работа в первую очередь должна компенсироваться свободным временем. Ранее существовала такое толкование: если работник выполняет сверхурочную работу, и она компенсируется свободным временем, то за выполненную сверхурочную работу ему выплачивается 100% заработной платы, то есть обычная ставка, и дополнительно предоставляется свободное время. Иными словами, как выразилась профессор Инге-Марет Орго, «дни меняются местами и забирают деньги с собой».
Например, если бухгалтеру пришлось отработать четыре часа сверхурочно в пятницу из-за неожиданного обновления программы при переводе зарплат, он мог прийти на работу на четыре часа позже в понедельник или взять свободное время в конце месяца. Зарплата ему выплачивалась в обычном порядке, и объем рабочих часов за месяц оставался полным.
Однако в октябре 2024 года Государственный суд дал новое толкование компенсации сверхурочной работы: если сверхурочная работа компенсируется свободным временем, то работнику необходимо выплатить как обычную оплату за сверхурочную работу, так и обычную зарплату за предоставленное свободное время. Таким образом, компенсация свободным временем стала для работодателя источником 200-процентных затрат по сравнению с 1,5-кратной стоимостью денежной компенсации (100% обычной зарплаты + 50% оплаты сверхурочной работы).
Из-за этого изменения большинство работодателей отказались от компенсации сверхурочной работы свободным временем и предпочитают выплачивать деньги за сверхурочные часы, так как это значительно выгоднее.
Хели Райдве подчеркивает, что несмотря на решение Государственного суда, принцип ЗТД остается в силе: сверхурочная работа в первую очередь компенсируется свободным временем. Работодатель не может прописать в правилах внутреннего трудового распорядка, что сверхурочная работа всегда компенсируется деньгами, так как способ компенсации сверхурочной работы требует четкого и конкретного соглашения с работником. С точки зрения Закона об обязательственном праве правила внутреннего трудового распорядка работодателя являются типовыми условиями, и всё, что хуже закона, считается недействительным.
В последнее время эту ситуацию обычно решают при заключении трудового договора: работодатели обсуждают с работником условия договора и порядок компенсации сверхурочной работы. По словам Райдве, часто при приеме на работу у работника спрашивают, как он предпочитает получать компенсацию за сверхурочную работу – деньгами или свободным временем. Поскольку «деньги» звучат для работника более заманчиво, в договор может быть вписана строка: «прошу, чтобы возможная сверхурочная работа всегда компенсировалась денежной выплатой».
Хотя по закону выполнение сверхурочной работы должно происходить только по соглашению сторон (кроме замещений на время отпуска), отдельное согласование способа компенсации каждый раз при выполнении сверхурочных не требуется. Поэтому целесообразно заключить соответствующее соглашение сразу при найме работника, чтобы впоследствии можно было на него опираться и работодатель мог доказать, что работник согласился на денежную компенсацию сверхурочной работы.
Источник: personaliuudised.ee