Крупнейшие предпринимательские союзы Эстонии в письме, направленном в Правовую комиссию Рийгикогу, выражают поддержку запланированным изменениям в Законе о трудовом договоре, направленным на более гибкое согласование рабочего времени. Кроме того, союзы обращают внимание на то, что вокруг этих изменений ходит ряд ложных утверждений и мифов.
В производство Правовой комиссии Рийгикогу поступили изменения в Закон о трудовом договоре, которые позволят работодателю работнику более гибко согласовывать рабочее время.
Центральный союз работодателей Эстонии, Эстонская торгово-промышленная палата и 10 местных предпринимательских союзов в своем письме поддержки обращают внимание на необходимость этих изменений для эстонского рынка труда и опровергают распространенные мифы и ложные утверждения об увеличении гибкости трудового права.
«Предоставление возможности более гибкого согласования рабочего времени в Законе о трудовом договоре – это лучшая новость в трудовых отношениях за последние 10 лет. В этом заинтересованы работодатели, но прежде всего этого просят сами работник», — поясняет член совета Центрального союза работодателей Эстонии и руководитель рабочей группы по рынку труда Айн Кяпп. «Изменения не касаются людей, работающих на полную ставку, а касаются тех работников и работодателей, которым требуется большая гибкость в рабочем времени, например, из-за сезонности, учебы, состояния здоровья или семейным обстоятельствам».
В настоящий момент Закон о трудовом договоре не предусматривает такой гибкости, и поэтому использовались обязательственно-правовые договоры, такие как договор поручения или подряда. Однако они, в отличие от трудового договора, не предоставляют работнику ряда гарантий, например, ограничения рабочего времени и времени отдыха, право на основной отпуск, минимальную заработную плату, обеспечение охраны труда со стороны работодателя или гарантии при расторжении договора.
«Таким образом, в результате обновления Закона о трудовом договоре возрастет чувство защищенности у работников с неполной занятостью, поскольку на них также начнут распространяться эти гарантии. Вместо запугивания людей ложной информацией следует повышать их осведомленность, разъяснять возможности и права, чтобы при необходимости укрепить их позиции в трудовых отношениях», – подчеркивает Кяпп.
Генеральный директор Эстонской торгово-промышленной палаты Майт Пальтс отмечает, что с отмены крепостного права прошло более 200 лет, и сегодня также неразумно ограничивать право самостоятельно принимать решения. «Мы как общество все больше ценим свободу самостоятельно решать, как мы работаем и какая форма занятости нам лучше всего подходит. Изменения в Законе о трудовом договоре – это чёткий шаг в направлении того, чтобы трудовые отношения стали современными и позволяли людям и предприятиям лучше справляться с потребностями современного мира труда», – сказал Пальтс и добавил, что создание возможности заключения соглашения о гибком рабочем времени не влечет за собой повышенного риска для работника, поскольку законопроект предусматривает условия для заключения такого соглашения.
Тем не менее, в публичных обсуждениях вокруг планируемых изменений ходит ряд мифов и заблуждений.
- Например, утверждается, что работник станет более слабой стороной договора, без чувства защищенности и гарантий. Напротив. Запланированные изменения касаются тех людей и работодателей, которые хотят более гибко договариваться о рабочем времени. Некоторые из них делают это уже сегодня, то есть ничью нагрузку заменять не будут. Зато в дальнейшем при использовании трудовых договоров вместо обязательственно-правовых договоров у работников с неполной занятостью повысится чувство защищенности, поскольку на них будут распространяться социальные гарантии.
- Также утверждается, что исчезнет оплата сверхурочных часов. Это не так, поскольку соответствующая статья остается в силе, то есть работа, выполняемая сверх согласованного времени, по-прежнему является сверхурочной.
- Ошибочно утверждение, что выплата заработной платы молодому работнику или работнику на испытательном сроке в размере минимальной ставки является неравным обращением. Например, сфера обслуживания предлагает молодежи первый опыт работы, где обучение организует работодатель. Поскольку у них нет опыта, оплата отражает их результаты, но с ростом опыта и вклада растет и доход.
- После обнародования нововведений звучали и другие утверждения, подрывающие доверие общества, что стороны рынка труда были исключены из процесса рассмотрения закона. Это не соответствует действительности. Вопрос увеличения гибкости труда годами обсуждался сторонами рынка труда как на двусторонних, так и на трехсторонних встречах с государством. Заинтересованные стороны также были вовлечены в процесс и имели возможность представить свои комментарии.
«Следует учитывать, что законопроект является компромиссом, поскольку, например, и работодатели, и работники видят необходимость в еще более гибком трудовом праве. То, что результат не соответствует пожеланиям на 100%, не означает отсутствия вовлеченности», – отметил Айн Кяпп.
К письму поддержки присоединились:
Центральный союз работодателей Эстонии, Эстонская торгово-промышленная палата, Союз торговцев Эстонии, Эстонская ассоциация ресторанов и отелей, Эстонское общество управления персоналом PARE, Союз охранных предприятий Эстонии, Союз инфраструктурного строительства Эстонии, Эстонский союз информационных технологий и телекоммуникаций, Союз судовладельцев Эстонии, Союз больниц Эстонии, Союз машиностроительной промышленности Эстонии и Союз строительных предприятий Эстонии.
Источник: Центральный союз работодателей Эстонии