Kasulik artikkel

Налоговый консультант: ужесточение налогового контроля вызывает тревогу

17.07.2025

Все более активное вмешательство Налогового департамента в ситуации, находящиеся в так называемой «серой зоне», и попытки изменить подход к вопросам, которые ранее уже были детально рассмотрены в судах, подрывают доверие к налоговой системе Эстонии, пишет налоговый консультант адвокатского бюро Ellex Raidla Дмитрий Розенблат в подготовленном бюро обзоре рынка сделок за полугодие.

Дмитрий Розенблат. Фото: частный архив

Дмитрий Розенблат. Фото: частный архив

В условиях бюджетного дефицита, сложившегося в Эстонии, правительство, помимо масштабного повышения налогов, эксплуатация которого имеет очевидные политические ограничения, все более явно делает ставку на ужесточение мер налогового контроля. Таким образом, политика Налогово-таможенного департамента в отношении проведения налоговых проверок заметно ужесточилась в последние месяцы, и это касается не только процессуальных действий или тактики, используемых в ходе проверок.

Налоговый департамент все активнее стремится вмешиваться в ситуации, находящиеся в так называемой «серой зоне», например в случаи скрытой занятости («OÜtamine» – использование юридического лица вместо трудовых отношений для оптимизации налогов). Также они стремятся расширить свое влияние на ситуации, которые до сих пор считались налогово-нейтральными как в административной, так и судебной практике .

Вместо письма – уголовный процесс

В сфере налогообложения так называемых «скрытых трудовых отношений» в СМИ появились сведения о начале уголовного процесса в отношении нескольких крупных работодателей в связи с предполагаемым использованием схемы «OÜtamine». Иными словами, речь идет о ситуации, когда с целью оптимизации налогов на рабочую силу трудовые договоры заменяются договорами об оказании услуг, заключаемыми с коммерческими товариществами (OÜ) работников.

Поскольку в случае с «OÜtamine» налогообложение налогом на рабочую силу зависит от конкретных обстоятельств и каждую ситуацию необходимо оценивать индивидуально, налоговое обязательство возникает не во всех случаях. Например, в определенных случаях действительно может иметь место оказание услуги в рамках предпринимательской деятельности компании.

Если ранее налоговый управляющий при выявлении потенциальной ситуации «OÜtamine» отправлял налогоплательщикам предупредительные письма с просьбой пересмотреть ситуацию и при необходимости изменить налоговое поведение, то теперь в аналогичных случаях уже считается оправданным возбуждение уголовного процесса – это явный признак ужесточения налогового контроля, что, с большой долей вероятности, обусловлено необходимостью повысить эффективность налогового администрирования и, в конечном итоге, привлечь дополнительные поступления в государственный бюджет.

Вопреки судебной практике

Если в борьбе с «OÜtamine» Налогово-таможенный департамент может опираться на решения Государственного суда, то гораздо более тревожной выглядит попытка налогового управляющего изменить подход к вопросам, которые ранее уже были детально рассмотрены в судах и в отношении которых вот уже почти 20 лет существует общий консенсус об их налоговой нейтральности. Речь идет о ситуациях, когда непосредственно перед сделкой купли-продажи активы, принадлежащие физическому лицу, передаются в собственность компании с целью отсрочки обязанности по уплате подоходного налога с физического лица, возникающей при реализации этих активов.

В ранее сформировавшейся судебной практике Государственный суд неоднократно подтверждал (в делах Sylvester, Hansapank и др.), что ввиду особенностей эстонской системы налогообложения прибыли компаний подобные сделки по передаче активов следует рассматривать как допустимые и налогово-нейтральные способы оптимизации налогообложения. Эстонское налоговое законодательство действительно допускает налогово-нейтральную передачу активов компании и реинвестирование доходов, полученных от сделки продажи, при этом обязанность по уплате подоходного налога возникает только в момент распределения прибыли компанией. После вынесения упомянутых решений Государственного суда законодательство в этой части не изменялось.

Тем более удивительной выглядит всё более отчетливо проявляющееся стремление налогового управляющего изменить устоявшуюся практику, рассматривая описанные выше ситуации как сделки, совершенные физическим лицом с целью получения налогового преимущества. Позиция налогового управляющего, якобы принятые в последние годы нормы против уклонения от уплаты налогов с несколько более широкой формулировкой дают основание для изменения сложившейся практики, не выдерживает критики.

Несмотря на сильное сопротивление участников рынка, с которым участники рынка встретили объявленное налоговым управляющим изменение курса, Налогово-таможенный департамент, по-видимому, продолжает свои попытки изменить сложившуюся практику. Предположительно, на рассмотрении налогового управляющего уже сейчас находится несколько случаев передачи недвижимости в компанию перед продажей. Вероятно, некоторые из них могут дойти до суда в качестве тестовых дел.

Вышеописанные тенденции существенно подрывают доверие к налоговой системе Эстонии и вызывают явную обеспокоенность. В любом случае, участникам рынка следует проявлять осторожность при планировании сделок и учитывать ужесточающуюся административную практику эстонского налогового управляющего.

Источник: Äripäev